Прием

Внимание! Срочная информация!

В связи с приказом Департамента культуры города Москвы от 20 августа 2020 г. № 490/ОД и внесенными в него изменениями от 15 июня 2021 года (пункт 2.8) информируем, что всем родителям (законным представителям), желающим обучать детей за счет средств бюджета города Москвы, необходимо в срок до 25 августа написать заявления о приеме в школу для представления этих заявлений в Департамент культуры города Москвы.

«Пункт 2.8 (выписка из приказа)

Родители (законные представители) лиц, планирующих осуществлять обучение за счет средств бюджета города Москвы, не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты опубликования Списка предоставляют в образовательную организацию заявления на бумажном носителе по формам приложений 2 и 3 к настоящим Правилам с приложением необходимых подтверждающих (обосновывающих) документов.

В случае если родители (законные представители) зачисляемого лица не предоставили в образовательную организацию заявления в соответствии 
с требованиями абзаца первого настоящего пункта, такой поступающий может быть зачислен в образовательную организацию на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.»

В связи с тем, что ремонт в школе еще не закончен, родителям предоставляется возможность дистанционного заполнения заявлений. 

Порядок работы:

1. Уточнить по спискам учащихся, прошедших отборочные прослушивания (в конце информации), название программы (предпрофессиональная или общеразвивающая) и специальности;

2. Выбрать бланк Заявления, соответствующего программе учащегося (фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, вокал);

3. Скачать соответствующий программе бланк заявления (см. ниже);

Заявление на общеразвивающую программу Духовые и ударные инструменты
Заявление на общеразвивающую программу Народные инструменты
Заявление на общеразвивающую программу Сольное пение
Заявление на общеразвивающую программу Струнные инструменты
Заявление на общеразвивающую программу Фортепиано
Заявление на предпрофессиональную программу Духовые и ударные инструменты
Заявление на предпрофессиональную программу Народные инструменты
Заявление на предпрофессиональную программу Струнные инструменты
Заявление на предпрофессиональную программу Фортепиано

4. Заполнить заявление обязательно от руки, вписав название специальности учащегося (скрипка, гитара и пр.) и выбрать пункт "Иное";

В пункте Заявления "Иное" указать причину желания поступления
в музыкальную школу в свободной форме

4. Отсканировать Заявление;

5. Отправить Заявление на официальную почту школы dmshmyaskovskogo@culture.mos.ru не позднее 25 августа 2021, указав в теме письма "Приём".




   ВНИМАНИЮ ПОСТУПИВШИХ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Зачисление учащихся на новый учебный год производится на 1 сентября.

В период с 6 по 17 сентября с 12 до 18 часов (кроме субботы и воскресенья) необходимо заключить договор на оказание образовательных услуг в учебной части школы.

Для заключения договора предоставляются следующие документы:

1. Оригинал (для сверки) и копию документа удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка

2. Оригинал (для сверки) и копию свидетельства о рождении ребенка до 14 лет или копию паспорта
для детей старше 14 лет.

3.   Оригинал (для сверки) и копию СНИЛС родителя (законного представителя) и поступившего.

4. Медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для занятия выбранным видом искусства.

5. 2 фотографии ребёнка 3х4

____________________________________________________________________________________

           Школа реализует две образовательные программы: дополнительную предпрофессиональную (ДПОП) и дополнительную общеразвивающую многоуровневую (ДООП) программы.

           Срок обучения по предпрофессиональной программе для учащихся, поступивших в школу в возрасте от 6,6 до 9 лет составляет 8 лет (плюс
9-ый дополнительный год для углубленной подготовки в профильное учебное заведение - музыкальное училище).

           Обязательные предметы по предпрофессиональной программе, прохождение которых дает право на получение свидетельства об окончании курса данной программы:

Специальность – 2 часа в неделю (в старших классах – 2,5 часа)

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Слушание музыки (Музыкальная литература) – 1 час в неделю

Хоровой класс – 1 - 1,5 часа в неделю (у учащихся струнного, духового и народного отделов хоровой класс может быть заменен на оркестр или ансамбль)

Ансамбль – 1 час в неделю с 3 класса (у учащихся струнного, духового и народного отделов вместо ансамбля с 3 класса дополнительный инструмент – фортепиано)

           В 1, 3, 5 классах проводятся экзамены, в результате которых учащийся,
не набравший нужного количества баллов (от 65 до 100) может быть переведен
на общеразвивающую программу.

_____________________________________________________________________________

           Срок обучения по предпрофессиональной программе для учащихся, поступивших в школу в возрасте от 9 до 12 лет составляет 5 лет (плюс
6-ой дополнительный год для углубленной подготовки в профильное учебное заведение – музыкальное училище)

           Обязательные предметы по предпрофессиональной программе, прохождение которых дает право на получение свидетельства об окончании курса данной программы:

Специальность – 2 часа в неделю (в старших классах – 2,5 часа)

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Слушание музыки (Музыкальная литература) – 1 час в неделю

Хоровой класс – 1 час в неделю (у учащихся струнного, духового и народного отделов хоровой класс со 2 класса может быть заменен на ансамбль или оркестр)

У учащихся струнного, духового и народного отделов вместо ансамбля со 2 класса дополнительный инструмент – фортепиано.

В 1 и 3 классах проводятся экзамены, в результате которых учащийся, не набравший нужного количества баллов (от 65 до 100) может быть переведен на общеразвивающую программу.
_____________________________________________________________________________

            Срок обучения по общеразвивающей многоуровневой программе для учащихся, поступивших в школу в возрасте от 6,6 до 9 лет составляет 5 лет (основной уровень) и дополнительно 2 года (6 и 7 класс) углубленного уровня.

           После окончания 5 класса (основного уровня) выдается свидетельство.
            Обязательные предметы по общеразвивающей программе, прохождение которых дает право на получение свидетельства об окончании курса данной программы:

Специальность – 2 часа в неделю

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Слушание музыки (Музыкальная литература) – 1 час в неделю

Хоровой класс – 1 час в неделю (у учащихся струнного, духового и народного отделов хоровой класс со 2 класса может быть заменен на ансамбль или оркестр)

У учащихся струнного, духового и народного отделов со 2 класса дополнительный инструмент – общее фортепиано.

_____________________________________________________________________________

            Срок обучения по общеразвивающей программе для учащихся, поступивших
в школу в возрасте от 9 лет до 12 лет составляет 5 лет (основной уровень).

           После окончания 5 класса (основного уровня) выдается свидетельство.

            Обязательные предметы по общеразвивающей программе, прохождение которых дает право на получение свидетельства об окончании курса данной программы:

Специальность – 2 часа в неделю

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Слушание музыки (Музыкальная литература) – 1 час в неделю

Хоровой класс – 1 час в неделю (у учащихся струнного, духового и народного отделов хоровой класс со 2 класса может быть заменен на ансамбль или оркестр)

У учащихся струнного, духового и народного отделов со 2 класса дополнительный инструмент – общее фортепиано.

_____________________________________________________________________________

ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ О РАСПИСАНИИ ЗАНЯТИЙ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД; РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЕДАГОГАМ, СПИСКИ ГРУПП ПО ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ПРЕДМЕТАМ (СОЛЬФЕДЖИО И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА), РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ХОРА БУДЕТ ОПУБЛИКОВАНА НА САЙТЕ ШКОЛЫ К 1 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА.

ТАКЖЕ, ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ДОСТУПНА НА ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДАХ В ПОМЕЩЕНИИ ШКОЛЫ.

_____________________________________________________________________________

                           СПИСКИ УЧАЩИХСЯ


Обращаем внимание, что рейтинги на разных отделах отличаются друг от друга и зависят не только от результатов прослушиваний,
но и от количества мест.


                                              

                   ПОСТУПИВШИЕ НА ФОРТЕПИАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

                                                  Рейтинг «Фортепиано»

           15 - 12 баллов - Рекомендованы к зачислению на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Фортепиано» (ДПОП)

           11.75 - 11.5 баллов - Рекомендованы к зачислению по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Фортепиано» (ДООП)

           11,25 – 11 баллов - Кандидаты на зачисление (при возникновении вакантных мест)

           10,75 - 8 баллов - Не рекомендованы к зачислению

Учащиеся, принятые на 8-летнюю предпрофессиональную программу:

Фамилия, имя

Рейтинг

1

Кузуб Алексей

15

2

Рязанова Вероника

12,5

3

Минахмедова Бэла

12,5

4

Егорова Анастасия

12

5

Бринза Екатерина

12

6

Кучебо Лукия

12

7

Капушак Полина

12

8

Крутова Василиса

12

9

Хачатрян Николь

12

10

Ворон Михаил

12

11

Журина Мария

12

12

Ямаева Ариана

12

13

Силантьева Анна

12

14

Шацкая София

12

15

Иртуганова Анна

12

16

Жукова Ева

12

17

Полехина Ева

12

18

Полехин Давид

12

Учащиеся, принятые на 5 - летнюю общеобразовательную программу с возможностью прохождения дополнительного 2-х летнего углубленного уровня (6 и 7 классы)

1

Мамаева София

11, 75

3 класс

2

Радаев Климент

11,.75

4 класс

Учащиеся, принятые кандидатами (при возникновении вакантного места) с правом посещения теоретических предметов и хора:

1

Карпов Савва

11,25

2

Аболяева Кристина

11,25

3

Гончарук Екатерина

11,25

4

Титова Наталья

11,25

5

Шилькрон Василий

11,25

6

Ханян Вероника

11,25

Учащиеся, не рекомендованные к зачислению:

1

Хайретдинова Самира

10

2

Игитханова Слфия

10

3

Игитханова Яна

10

4

Сурина Валерия

9

5

Андреева Вероника

не явилась

6

Дедюкина Дарья

не явилась

7

Бычкова Ксения

не явилась

8

Данилов Георгий

не явился

9

Климов Тимофей

не явился

10

Бондарь Слава

не явился

11

Черток Мария

не явилась


                 ПОСТУПИВШИЕ НА ОТДЕЛ СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

                                          Рейтинг «Струнные инструменты»

           15 – 11,5 баллов - Рекомендованы к зачислению на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Струнные инструменты» (ДПОП)

           11.25 - 10.75 баллов - Рекомендованы к зачислению по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Струнные инструменты» (ДООП)

           10,5 – 10,25 баллов - Кандидаты на зачисление (при возникновении вакантных мест)

           10 - 8 баллов - Не рекомендованы к зачислению


Учащиеся, принятые на 8-летнюю предпрофессиональную программу:

Фамилия, имя

Рейтинг

1

Трапезникова Надежда скрипка

12

2

Тараканова Арина, скрипка

12

3

Розенкноп Ева, скрипка

12

4

Валькова Екатерина, арфа

12

5

Слуцкая Нина, арфа

12

6

Егоров Лев, скрипка

12, 7 класс

7

Герасимов Градимир, скрипка

11,75

8

Иванов Григорий, скрипка

11,75

9

Платонова Анна, скрипка

11,75

10

Локтев Михаил, скрипка

11.5

11

Ефимова Вероника, скрипка

11,5

12

Рыгалова Александра, скрипка

11,5

13

Филатова Ева, виолончель

11,5

Учащиеся, принятые на 5 - летнюю общеобразовательную программу с возможностью прохождения дополнительного 2-х летнего углубленного уровня (6 и 7 классы)

1

Калиниченко Милана, арфа

12

2

Хачатрян Ангелина, арфа

11,5

3

Петросян Камо, скрипка

10.75

Учащиеся, принятые кандидатами (при возникновении вакантного места) с правом посещения теоретических предметов и хора:

1

Михалев Марк, скрипка

10.5

2

Хан Милана, скрипка

10,5

3

Воскаян Мари, скрипка

10,25

Учащиеся, не рекомендованные к зачислению:

1

Зимина Анна

не явилась

2

Рудакова Виктория

не явилась


     ПОСТУПИВШИЕ НА ОТДЕЛ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

                                          Рейтинг «Духовые инструменты»

            15 – 11,5 баллов - Рекомендованы к зачислению на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Духовые инструменты (ДПОП)

           11.25 - 10.75 баллов - Рекомендованы к зачислению по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Духовые инструменты» (ДООП)

           10,5 – 10,25 баллов - Кандидаты на зачисление (при возникновении вакантных мест)

           10 - 8 баллов - Не рекомендованы к зачислению

Учащиеся, принятые на 8-летнюю предпрофессиональную программу:

1

Калантарь Антон, ударные инструменты

14,75 - 7 класс

2

Слободова Варвара, флейта

12

3

Гребенюк Никита, флейта

12

4

Искра Татьяна, флейта

12 - 2 класс

5

Шквырин Савва, саксофон

12

6

Ушаков Егор, саксофон

12

7

Николаева Клара, флейта

11.5


Учащиеся, принятые на 5-летнюю предпрофессиональную программу:

1

Мареев Дмитрий, ударные инструменты

13

2

Васильев Алексей, труба

12

3

Иванов Павел, тромбон

11,75

4

Корзо Никита, тромбон

11,5

5

Панов Даниил, валторна

11, 5

6

Ершов Марк, валторна

11,5


Учащиеся, принятые на 5 - летнюю общеобразовательную программу с возможностью прохождения дополнительного 2-х летнего углубленного уровня (6 и 7 классы)

1

Калантарь Илья, ударные инструменты

11,25, 2 класс

2

Сигалович Светлана, флейта

11

Учащиеся, принятые на 5 -летнюю общеобразовательную программу

1

Граждан Алиса, саксофон

12

2

Дыга Василиса, флейта

10,75

Учащиеся, принятые кандидатами (при возникновении вакантного места) с правом посещения теоретических предметов и хора:

1

Филипенко Мария, саксофон

10,5

Учащиеся, не рекомендованные к зачислению:

1

Рудакова Мирослава

не явилась

              ПОСТУПИВШИЕ НА ОТДЕЛЕНИЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

                                          Рейтинг «Народные инструменты»

           15 – 11,5 баллов - Рекомендованы к зачислению на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Народные инструменты» (ДПОП)

           11.25 - 10.75 баллов - Рекомендованы к зачислению по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Народные инструменты» (ДООП)

           10,5 – 10,25 баллов - Кандидаты на зачисление (при возникновении вакантных мест)

           10 - 8 баллов - Не рекомендованы к зачислению

Учащиеся, принятые в 1 класс на 8-летнюю предпрофессиональную программу:

1

Шлыкова Таисия, гитара

12,5

2

Надина Екатерина, домра

12

3

Алевохин Егор, балалайка

12

4

Безбородов Борис, балалайка

12

5

Селиверстов Мирон, гитара

12

6

Степанов Сергей, гитара

12

8

Михайлов Владимир, балалайка

11,75

9

Шубин Феликс, балалайка

11,75

10

Настинов Максим. балалайка

11,75

11

Комиссаров Демид, балалайка

11.75

12

Алферьев Иван, балалайка

11,75

13

Бекетова Дарья, домра

11,75

14

Баринова Вероника, домра

11,75

15

Михуля Ярослава, домра

11,75

16

Ларина Анастасия, домра

11,75

17

Левицкая Светлана. домра

11,5

18

Гаврилов Андрей, балалайка

11,5


Учащиеся, принятые в 1 класс на 5-летнюю предпрофессиональную программу:

1

Семеновых Владислав

12, 5 класс

Учащиеся, принятые на 5 - летнюю общеобразовательную программу с возможностью прохождения дополнительного 2-х летнего углубленного уровня (6 и 7 классы)

1

Базаров Марк, гитара

12

2

Колесников Артем, гитара

11,25

3

Джумаев Данила, гитара

11,25

4

Онищенко Егор, гитара

11,25

5

Симонова Анна, гитара

11,25

6

Решмин Александр, гитара

11,25

7

Степанов Сергей, гитара

11,25

8

Петросян Давид, гитара

11,25

9

Наумов Александр, аккордеон

11,25

10

Бобрускина Елизавета, аккордеон

11,25

11

Сосин Глеб, аккордеон

11,25

12

Цыплякова Ксения, аккордеон

11,25

13

Ромашин Виктор. аккордеон

11,25

14

Вологина Екатерина, аккордеон

11,25

15

Котова София, гусли

11,25

16

Керимов Эрнест, гитара

11

17

Ларина Варвара, гитара

11

18

Косарева Таисия, гитара

11

19

Арсентьев Марк, гитара

11

Учащиеся, принятые на 5 - летнюю общеобразовательную программу

1

Дедюкина София, гусли

12

3

Рженневский Дмитрий, гитара

11,25

4

Печаткин Александр, балалайка

11.25, 2 класс

5

Мкртчан Варшам, гитара

11

6

Быкова Виктория, гитара

11

Учащиеся, принятые кандидатами (при возникновении вакантного места) с правом посещения теоретических предметов и хора:

1

Златов Илья, балалайка

10,5

2

Маранзин Владислав, балалайка

10,5

3

Югай Артем, балалайка

10,5

4

Шишкина Таисия, гитара

10,5

5

Улановская Евгения, гитара

10,5

6

Йованович Стефан, гитара

10,25

7

Йованович Анастасия. гитара

10, 25

Учащиеся, не рекомендованные к зачислению:

1

Шевченко Николай

9

2

Герасимова Ксения

9

3

Иноземцев Артем

не явился

4

Герасименко Даниил

не явился

                         ПОСТУПИВШИЕ НА ВОКАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

                                          Рейтинг «Сольное пение»

          15 – 12 баллов - Рекомендованы к зачислению по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Сольное пение» (ДООП)

          11.75--11.25 баллов - Кандидаты на зачисление (при возникновении вакантных мест)

          11 – 8 баллов - Не рекомендованы к зачислению

Учащиеся, принятые на 5 - летнюю общеобразовательную программу с возможностью прохождения дополнительного 2-х летнего углубленного уровня (6 и 7 классы)

1

Гусева Элина, академический вокал

15. платное отделение

2

Невская Алиса, академический вокал

13,75

3

Лебедева Эмилия, академический вокал

13,5. платное отделение

4

Антюшина Елена, народное пение

13,5

5

Рахманина Анастасия, академический вокал

13,5

6

Дьячкова Ася, академический вокал

12

7

Полторак Анна, академический вокал

12

8

Каюрин Николай, академический вокал

12

9

Ермолаева Анна, академический вокал

12

10

Ворожейкин Святозар, академический вокал

12

11

Попова Таисия, академический вокал

12

12

Васильева Мария, академический вокал

12

Учащиеся, принятые на 5 - летнюю общеобразовательную программу

1

Кулик Афина, народное пение

13,5


Учащиеся, принятые на платное отделение в подготовительную группу

1

Куксенко Есения

2

Хрштария Георгий

3

Кромаренко Майя

4

Исламова Доната

5

Изьюрова Мария

6

Меркурьева Татьяна


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

     ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Н.Я.Мясковского»
      ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ на 2021-2022 учебный год
по специальностям

по предпрофессиональным и общеразвивающим программам:

- Фортепиано

- Струнные инструменты (арфа, виолончель, скрипка)

- Народные инструменты (аккордеон, баян, балалайка, домра, гитара, гусли)

 - Духовые и ударные инструменты (флейта, валторна, кларнет, саксофон, труба, тромбон, ударные инструменты)

по общеразвивающим программам:

- Вокал (академический вокал, народный вокал)

Сообщаем вам, что на Портале государственных и муниципальных услуг города Москвы, интегрированном с официальным сайтом Мэра Москвы
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по ссылке: https://www.mos.ru/services/ с 20 апреля по 26 мая открыта запись
на прослушивания для поступления в 1 класс на 2021–2022 учебный год.

После записи на портале просим вас заполнить предложенную форму, которая позволит администрации школы оперативно связаться с родителями
по вопросам приема: - https://forms.gle/7dmySAJioonbNwYf8

Прослушивания в школу назначаются на 28 (пятница) и 29 мая (суббота).
21 и 22 мая школа организует консультации для желающих.

С 21 апреля по 19 мая (кроме субботы и воскресенья и праздничных дней)
с 12 до 17 часов родителям (законным представителям) поступающего необходимо прийти в учебную часть школы по адресу: ул. Азовская 2, корп. 2 для оформления заявления в бумажном виде и определения времени прослушивания и консультации в указанные дни.

При себе иметь копию свидетельства о рождении поступающего.

ЗАЯВЛЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ:

- на бюджетные места (1 класс) по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства (возраст - от 6.5
до 12 лет)

- на бюджетные места по дополнительным общеразвивающим образовательным программам в области музыкального искусства

- на платное отделение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам в области музыкального искусства (без ограничения по возрасту)

- на платное отделение в подготовительную группу (от 5 лет)

ЧТО МОЖЕТ СПРАШИВАТЬ ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
НА ПРОСЛУШИВАНИИ

   Форма проведения индивидуального отбора при поступлении на музыкальное отделение – прослушивание. Комиссия по отбору выявляет наличие у детей музыкальных способностей:

- музыкальный слух - обязательным требованием является исполнение одной-двух песен со словами (1 куплет), пропевание отдельных звуков. Комиссия оценивает выразительность, характер, чистоту интонирования;

- чувство ритма – точное повторение ритмического рисунка, предложенного комиссией;

- музыкальная память – точное повторение (пение) незнакомой мелодии, ритмического рисунка, предложенного комиссией;

В процессе общения с преподавателями ребенок отвечает на различные вопросы, показывающие степень его развития, его могут попросить прочитать выразительно стихотворение. Проверяются   физические данные, координация ребенка.

Родители (законные представители) поступающего, в отношении которого принято решение о зачислении на обучение, в период с 25 по 31 августа должны оформить договор об образовании в учебной части школы.

Для заключения договора предоставляются документы, перечисленные
в Перечне документов, представленном ниже.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

1. Заявление родителей (законных представителей, заполняется в школе)

2. Оригинал на обозрение и копия документа удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка

3.Оригинал на обозрение и копия свидетельства о рождении ребенка до 14 лет или копия паспорта для детей старше 14 лет.

4. Оригинал на обозрение и копия СНИЛС родителя и копия СНИЛС ребенка (при наличии)

5. Медицинская справка о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься дополнительным образованием по выбранному профилю

6. 2 фотографии ребёнка 3х4

7. Иные документы по желанию родителя (законного представителя) ребёнка

Все возникающие по поступлению вопросы вы можете задать по следующему электронному адресу: marina-dms44@mail.ru

ПРИХОДИТЕ К НАМ УЧИТЬСЯ!

Музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития. Родители должны понимать, что музыкальное образование приносит пользу интеллектуальному развитию ребёнка. И чем дольше он будет заниматься музыкой, тем лучше для него.


Дина Кирнарская - ДЕСЯТЬ ПРИЧИН ОБУЧАТЬ РЕБЁНКА МУЗЫКЕ

Человеческий род привык торжественно и по-латыни называть себя Homo Sapiens, Человек Разумный. Этим названием он выделяет себя из немыслящей природы
и делает себя её властелином. Однако Sapiens человек стал довольно поздно, и так же поздно появилась наука – свидетельство полного развития его умственных сил.

Искусство и музыка старше науки и старше мышления. Homo Musicus, Человек Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий её, старше, чем Homo Sapiens. Человек музицировал уже тогда, когда не умел ещё измерять
и вычислять, не мог найти причину природных явлений, не умел обрабатывать землю, строить суда, пересекать моря… Музыка в глубочайшей древности была средоточием чувств и мыслей, помогала общаться с ближними, участвовать
в открытии Слова. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки.

Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, они считали, что
в космосе звучит музыка и выражает его законы. Не понимая и не зная музыки, нельзя понять и природу. Древние китайцы считали музыку формулой мира, уподобляя отношения звуков отношению любых величин, вещей и предметов.
В европейском средневековье музыка наряду с астрономией и геометрией входила в число наук. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая
её частью мышления и в некоторой степени его источником. Мышление
и мыслительные операции – сравнение, установление отношений, разложение
на части и объединение в целое – органично присутствуют в музыке. И вполне возможно, что эти умственные навыки из музыки перешли в царство абстрактного мышления, перекидывая психологический мост между миром искусства (эмоционально-чувственного мышления) в мир науки (мышления абстрактно-логического).

Человек должен стать Homo Musicus для того, чтобы в будущем превратиться
в Homo Sapiens. Таков процесс эволюции человеческого мозга. Человеческий мозг эволюционирует медленно, и таланты, которые мы наблюдаем сегодня – есть плод генетического развития, которое совершалось в течение многих столетий. И нет ничего правильней, чем в воспитании своих умственных сил припасть
к музыкальному источнику.

Во второй половине 20 века наряду с гигантскими успехами науки
и промышленности общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления. Возобладала не творческая, а исполнительская тенденция
по отношению к человеку. Значительная часть молодёжи утратила вкус
к творческому самовыражению, стала относиться к себе как к функции, чрезмерно расширяя свой досуг. «Общество потребления» опасно тем, что грозит выхолостить творческий потенциал человечества. Сегодня, когда образование
из-за своего чрезмерного прагматизма ставит под угрозу будущее творческих сил человечества, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь на музыку.

Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Два столпа школьного обучения – владение языком и математические навыки – оказываются у музыкантов на большей высоте, нежели у представителей других профессий.

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочее, и прочее ... Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских
и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Так почему же мы, живущие в двадцать первом веке, считаем, что музыка − это дешёвая игрушка, без которой наши дети могут обойтись? Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься
на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом,
в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.
Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что
в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить,
ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке.

Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. В ладах – определённое число ступеней, которые характеризуются определёнными зависимостями и определёнными отношениями. Ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи. Музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества
и контраста. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль так же, как в музыке. (Только то верно, что прекрасно).

Сущность психологических связей между музыкальными и математическими способностями заключается в повышенно абстрактном характере восприятия,
в переносе навыков пространственно-геометрического восприятия, не имеющих явных предметных аналогов, на реальную действительность. Музыкальное восприятие на нейропсихологическом уровне оказалось весьма аналитичным: обработкой музыкальной информации занимаются отделы мозга, традиционно отвечающие за логические операции. Интересно, что у мальчиков-музыкантов пространственные операции несколько смещены в левое полушарие, вероятно,
из-за особого аналитического «крена». Немузыканты и девочки-музыканты воспринимают пространственные процессы правым полушарием. Может быть, распространённость композиторского таланта у мужчин связана со спецификой их пространственного мышления… Повышенная аналитичность и высокое качество пространственных операций «музыкального мозга» объясняет частое совпадение музыкальной и математической одарённости у одних и тех же людей. В конце 20-х годов 60% профессоров-физиков и математиков Оксфордского университета были одновременно членами университетского музыкального клуба, и только 15% остальных профессоров посещали тот же клуб. Одарённым математикам музыка была нужна гораздо больше, чем всем остальным вместе взятым.

Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматичный век оспаривать невозможно.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

Школьники часто делают математические ошибки из-за неумения владеть математическими символами, они не могут уследить за математическими знаками «+» и «−», путают знак со знаком. Музыка помогает преодолеть эти затруднения, так как владение музыкальной символикой приучает к владению любыми обозначениями, в том числе математическими. Из-за плохо развитого пространственного мышления дети часто не могут подписать цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задачи (особенно на тему времени, скорости и расстояния), ошибаются в устном арифметическом счёте.
А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки овладеть
ею полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом
без пространственного представления невозможно. Учитель может разбиться
в лепёшку, устраняя эти ошибки, но его старания окажутся тщетными, если
не поработать над развитием у ребёнка пространственного мышления. И в этом верный помощник − музыка. Ребёнок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, подобных затруднений не испытывает. Он твёрдо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью − перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. В ребёнке закреплено и такое понятие как «вверху-внизу».

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы
и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят
и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Единство музыки и речи признано всеми учёными. Они восходят к общим корням и имеют общее происхождение. «Музыкальный язык» и «музыкальная речь» вовсе не метафоры. Музыка и речь – психологические родственники
и нейропсихологические соседи. В мозгу образовано единое речемузыкальное пространство, основы которого заложило пение. В известном смысле переход
от Homo Musicus к Homo Sapiens совершился в рамках речемузыки. Пение – наиболее фундаментальное свидетельство речемузыкальной близости
и её средоточие, и потому пение до сих пор помогает развитию речи. В третьем тысячелетии связь музыки и речи на мозговом уровне – неоспоримый факт. Этим объясняется, что занятия музыкой оказывают помощь в изучении языка, освоении навыков чтения, в излечении речевых расстройств. Человек музыкальный
в качестве оратора и слушателя имеет значительные преимущества. Он владеет смысловым ключом речи – осмысленным интонированием. Вначале был Звук,
от которого отделилось Слово – таков ход эволюции, в соответствии с которым человек воспринимает речь и распоряжается своими вербальными способностями.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

Часто дети пишут буквы и цифры зеркально, например Э вместо Е, Б вместо Д, переставляют местами буквы и слоги в слове − это нарушение пространственного восприятия. По этой же причине дети пропускают буквы и слоги, пишут слитно слова в предложении, а новую фразу с маленькой буквы. Часто у первоклашек
не сформированы элементарные двигательные навыки и мелкая моторика руки: пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое. Занятия музыкой учат координировать свои движения. Нередко детям не удаётся деление слов на слух на слоги − на ритмические единицы. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребёнке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного
и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого
Ш. Судзуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха
и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.
Он практикует раннее начало занятий на скрипке и активно вовлекает родителей в процесс музыкальных занятий. Мамы соучаствуют в музыкальных занятиях ребёнка и помогают ему дома. Судзуки, вероятно, рассчитывал создать питомник музыкальных талантов. На самом деле занятия способствовали умственному развитию детей больше, чем развитию их музыкальных данных: памяти, понимания сущности иерархических отношений, осознания деления пространственных структур на уровни, умения оперировать различными структурами. Уже через четыре месяца занятий «группа Судзуки» обогнала своих сверстников по уровню развития визуально-моторных навыков.

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников
с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведёт
от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы,
и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности
«по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Также и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит
за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию
по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Есть много профессий, где нужно реагировать на одновременные показания многих приборов, мгновенно аккумулировать информацию из разных источников и тут же принимать решение, то есть делать несколько дел одновременно, подобно Цезарю. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения
и осуществлять их, нужно, прежде всего, не напрягаться. Музыка снимает мышечное напряжение. Контроль над сложными движениями даётся музыкантам легче и требует меньших затрат энергии.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность антисоциального поведения. Музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно. Овладение сложными музыкальными навыками (чтение с листа) напрочь исключают всякий криминальный опыт.

И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему?
См. пункты 1-10.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру. Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который не преуспел бы в любой сфере деятельности. Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют: короли, президенты, политики, бизнесмены, художники, артисты. Многие авторитетные фирмы, компании (Microsoft) и крупные западные банки предпочитают сотрудников
с музыкальным образованием.

Исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Слушание музыки,
её сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, (в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей
от органов чувств информацией, (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов). Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна
и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.


                                              Из книги Дины Константиновны Кирнарской.
музыковеда, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкального психолога, профессора, доктора искусствоведения, доктора психологических наук; основателя и научного руководителя продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных, президента АНО «Таланты-XXI век»